Алексей (budovskiy) wrote in solovki,
Алексей
budovskiy
solovki

Отчёт о поездке на Соловки в Сентябре 2006. Часть 12. "Анзерский Остров" Глава 5 "История Свято-Троицкого скита"


Часть 1. "Кемь - Соловки". Глава 1. "Кемска Волость"
Часть 1. "Кемь - Соловки". Глава 2.
Часть 2. "Большой Соловецкий Остров". (4 поста)
Часть 3. "Большая Муксалма". (10 постов)
Часть 4. "Снова Большой Соловецкий остров. (15 постов)
Часть 5. "Монастырь" (10 постов)
Часть 6. "В мире животных". (7 постов)
Часть 7. "Белое Море". (7 постов)
Часть 8. "Большой Заяцкий Остров" (9 постов)
Часть 9. "А мы уйдём на север" (10 постов)
"Мыс Печак" (11 постов)
Часть 11. "Сельдяной мыс" (4 постa)
Часть 12. "Анзерский Остров" Глава 1 "Водный путь на Анзер"
Часть 12. "Анзерский Остров" Глава 2 "Небо над Анзенской Салмой"
Часть 12. "Анзерский Остров" Глава 3 "Кеньга"
Часть 12. "Анзерский Остров" Глава 4 "Общие сведения об острове"

Photobucket - Video and Image Hosting

Из книги «Анзер и его святыни», составитель В. П. Столяров:
«Дорога от Кеньги к Свято-Троицкому скиту поднимается вверх по холмам через хвойный лес. Скит расположен на невысокой гряде между Троицкой губой Белого моря и Святым озером. Море и озеро соединяются каналом, вырытом монахами в XVII веке. Такое расположене Свято-Троицкого скита в точности повторяет расположение Спасо-Преображенского монастыря на Большом Соловецком острове».
Фото из книги «Соловецкий монастырь»:
Photobucket - Video and Image Hosting

Далее следует текст из книги «Соловецкий монастырь», с небольшими вставками из книги Столярова:
«Основателем Троицкого скита на Анзерском острове был соловецкий подвижник XVII века преподобный Елизар. Иноческий постриг он принял в Соловецкой обители, при преподобном игумене Иринархе. Избегая почитания и славы, Елизар тайно покидает монастырь и удаляестя на пустынный Анзер. Сначала он поселяется у подножья горы Голгофы, но позднее переносит свою келью ближе к Никольской церкви, на спокойный в этих местах морской берег. По преданию, Елизар оставлял в вырезанную им из дерева посуду в Кеньге на берегу, для обмена на хлеб. Слава о его молитвенных подвигах дошла до Соловецкого монастыря и окрестных земель, и к нему потянулись ревнители отшельнической жизни за наставлением и поучением.
Photobucket - Video and Image Hosting
В 1620 году об анзерских пустынножтелях прослышали при царском дворе. На пожертвования царицы Марфы началось строительство деревянной Свято-Троицкой церкви. Книги, иконы и утварь так же были пожалованы государыней. Уже через год церковь была освящена, и место жительства одинадцати монахов стало называться Свято-Троицким Скитом. Елизар просил игумена дать скиту устав «как на Синайской горе Иерусалима, и на Афонской горе, и у нас на Руси в старом скиту Ниловском». Устав был составлен соловецим старцем Дионисием Греком, который долго жил в палестинских и афонских обителях, и был уставщиком Кирилло-Белозерского монастыря. Через несколько лет, анзерский скитоначальник – старец Елизар был призван в Москву и представлен царю Михалу Фёдоровичу. Прозорливый старец предсказал ему скорое рождение долгожданного наследника престола – будущего великого государя Алексея Михайловича. В знак царевой милости Свято-Троицкий скит в 1633 году получает полную самостоятельность, а спустя пять лет государь жертвует значительные средства для строительства в скиту первого каменного храма и присылает на Анзер известного московского зодчего Трефила Шарутина. Однако тогда этот дорогостоящий проект не был осуществлён, так как игумен Варфоломей доложил в столицу что храм на Анзере строится больший чем предписано, после чего указом патриарха Иосафа строительство было прекращено, и завершено уже после кончины преподобного Елизара, произошедшей 13 января 1656 года.
Троицкая церковь имела два придела: в честь иконы Знамения Божей Матери и во имя преподобного Михаила Малеина. Неподалёку стояла деревянная колокольня и кельи, построенные в основном насельниками скита. Среди учеников преподобного был будущий патриарх Никон, но в Анзерском скиту он прожил всего три года и в 1639 году тайно, на небольшом судне, покинул остров.
Свято-Троицкий скит сохранл свою самостоятельность до 1682 года, когда анзерские пустынники за поддержку мятежной Соловецкой обители были разорены, а позднее скит был снова приписан к Соловецкому монастырю. Денег на содержание скита не хватало, насельники нуждались. Летописец Макарий, составитель жития преподобного Елизара, жаловался, что память об основателе скита почти изгладилась, гробница его мало посещается. Однако, не смотря на все лишения, иноки не поддавались унынию и из уст в уста передавали рассказ о видении, бывшем некоему честному старцу. После молитвы в келии он задремал и увиде Пресвятую Богородицу, стоящую над скитом на обаке, простирающую руки к Богу и молящуюся; «Владыко Вседержитель и Господи! Призри с высоты святые славы Твоея скит Анзерский, и посети, и, человеколюбия ради Твоего, помилуй живущия в нём». И, как гром, с небес в ответ послышался голос: «Послан будет человек в скит Анзерский, который прославит его». Осенью 1702 года такой человек на Анзере появился. Это был иеромонах Иов (в схиме Иисус), в миру священник Иоанн Иоаннов из Москвы, бывший духовник царя. В 1704 году Иов был избран строителем Свято-Троицкого скита. Под его руководством был возобновлён строгий скитский устав, начат ремонт ветхих строений, восстанавливалась библиотека пустыни.
В 1740-1743 годах приезжими мастерами была возведена новая каменная Свято-Троицкая церковь с высокой колокольней в господствовавшем тогда стиле барокко. Спустя полвека, в 1801-1806 годах, рядом с церковью возводится большой келейный корпус. В нижнем его этаже располагалсь трапезная, поварня, погреба, а наверху – настоятельские покои и братские кельи.
Современный вид Свято-Троицкий скит приобрёл в 1880-1884 годах, при настоятеле архимандрите Малетии.
Литография В. Черепанова, 1882 год:
Photobucket - Video and Image Hosting
Тогда по проекту архангельского губернского архитектора Введенского был заново отстроен в возрождённом древнерусском стиле Свято-Троицкий храм.
Гравюра конца 19 века:
Photobucket - Video and Image Hosting
В это же время в скиту были поправлены и обновлены жилые и хозяйственные постройки, деревянные сооружения начала и середны XIX века. Древний скит, по молитвам преподобного Елизара, заново преобразился. Сбывалось, сказанное преподобным с его прощальном слове, обращённом к ученикам и братии, что если труды его воспомянутся перед Богом, то со временем «прославится место сие» и не оскудеет никогда благодатию Божею...»
В 1924 году, после закрытия Соловецкого монастыря, на Анзере было создано Четвёртое Отделение Соловецкого Лагеря Особого Назначения, скит стал его административным центром. Здесь содержались политзаключённые, женщины с грудными детьми, православное и католическое духовенство, В 1929 – 1931 годах в келейном корпусе скита находлись в заключении инокини разных монастырей. В 1939 году СЛОН был упразднён и скит заброшен. (От себя добавлю --решётки так и остались в пустых окнах с легерных времён):
Photobucket - Video and Image Hosting

После второй мировой войны строения Свято-Троицкого скита временами использовались с хозяйственными целями. В 1967 году все здания и сооружения скита перешли в ведение Соловецкого государственного архитектурного и природного музея-заповедника. С 1994 года в скиту ведутся противоаварийные работы. (От себя добавлю – никаких работ там не ведётся, скит пустует и разрушается, постоянно от монастяря присутствует только один священник)
Photobucket - Video and Image Hosting

Фото 2003-го года:
Photobucket - Video and Image Hosting

Фото 2006-го года:
Photobucket - Video and Image Hosting

Photobucket - Video and Image Hosting

Кровля и своды трапезной начали разрушаться с 80-х годов,
Photobucket - Video and Image Hosting

а зимой 1997 года рухнула древняя колокольня скита.
Photobucket - Video and Image Hosting
С 1990 года, после возобновления Соловецкого монастыря, в престольный праздник – День Святой Троицы, в храме скита отпраляются церковные службы. Празднки скита:
13/26 января – преставление преподобного Елизара Анзерского, Соловецкого чудотворца.
День Святой Троицы
12/25 июля – престольный празднк церкви во имя Михаила Малеина
11/24 декабря – престольный праздник в честь иконы Пресвятой Богородицы «Знамение»

Несколько лет назад на Анзер на вертолёте прилетел президент Путин в сопровождении Патриарха, и приземлился на лугу у Троицкого Скита. К удивлению важных гостей, их там никто не встречал. То есть вообще никто. А вся встречающая братия находилась в этот момент в Голгофо-Распятском скиту, что в нескольких километрах, они думали что вертолёт там сядет, хотя очевидно что площадка для посадки у Голгофы отсутствует. В результате президент и Патриарх побродив по пустынному лугу улетели с Анзера не солоно хлебавши ни встретив ни души -- встречающие их от Голгофы до Троицкого скита так и не поспели.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment