Алексей (budovskiy) wrote in solovki,
Алексей
budovskiy
solovki

Отчёт о поездке на Соловки в Сентябре 2006. Часть 12. "Анзерский Остров" Глава 15 "История Голгофо-Распятского скита"

Часть 1. "Кемь - Соловки". Глава 1. "Кемска Волость"
Часть 1. "Кемь - Соловки". Глава 2.
Часть 2. "Большой Соловецкий Остров". (4 поста)
Часть 3. "Большая Муксалма". (10 постов)
Часть 4. "Снова Большой Соловецкий остров. (15 постов)
Часть 5. "Монастырь" (10 постов)
Часть 6. "В мире животных". (7 постов)
Часть 7. "Белое Море". (7 постов)
Часть 8. "Большой Заяцкий Остров" (9 постов)
Часть 9. "А мы уйдём на север" (10 постов)
"Мыс Печак" (11 постов)
Часть 11. "Сельдяной мыс" (4 постa)
Часть 12. "Анзерский Остров" Глава 1 "Водный путь на Анзер"
Часть 12. "Анзерский Остров" Глава 2 "Небо над Анзенской Салмой"
Часть 12. "Анзерский Остров" Глава 3 "Кеньга"
Часть 12. "Анзерский Остров" Глава 4 "Общие сведения об острове"
Часть 12. "Анзерский Остров" Глава 5 "История Свято-Троицкого скита"
Часть 12. "Анзерский Остров" Глава 6 "Каменный храмово-келейный корпус Cвято-Троицкого скита"
Часть 12. "Анзерский Остров" Глава 7 "Старая Конюшня"
Часть 12. "Анзерский Остров" Глава 8 "Старый причал, млечный дом и квасоварня"
Часть 12. "Анзерский Остров" Глава 9 "Троицкая Губа"
Часть 12. "Анзерский Остров" Глава 10 "Богородичный луг"
Часть 12. "Анзерский Остров" Глава 11 "Лесная дорога"
Часть 12. "Анзерский Остров" Глава 12 "Большое Елеазарово озеро"
Часть 12. "Анзерский Остров" Глава 13 "Елеазарова пустынь"
Часть 12. "Анзерский Остров" Глава 15 "Описание Голгофо-Распятского скита

К юго-востоку от скита раскинулось самое большое озеро Анзера – Голгофское:
Photobucket - Video and Image Hosting
С вершины Голгофы открывается необъятный простор морских вод,

163,93 КБ

149,41 КБ

Photobucket - Video and Image Hosting


холмы Анзера с зеленеющим лесом и многочисленные озёра.
Photobucket - Video and Image Hosting

Photobucket - Video and Image Hosting

Photobucket - Video and Image Hosting

Photobucket - Video and Image Hosting
Фото 2003:
Photobucket - Video and Image Hosting

Photobucket - Video and Image Hosting

Photobucket - Video and Image Hosting
Фото 2002:
Photobucket - Video and Image Hosting

Отсюда хорошо видны Большой Соловецкий и Муксалминский острова, а в хорошую погоду – остров Жижгин и Летний берег Белого моря. Муксалминский остров, фото 2006:
Photobucket - Video and Image Hosting

Большой Соловецкий остров на горизонте, фото 2002:
Photobucket - Video and Image Hosting


Известно, что на протяжении нескольких веков у подножия Голгофы селились иноки-отшельники. В начале восемнадцатого века на этом месте построил келлию постриженник Свято-Троицкого скита иеродиакон Паисий, часто удалявшийся сюда для безмолвной молитвы. Однажды, отшельника навестил преподобный Иов (в схиме Иисус), строитель Троицкого скита. Как и многие соловецкие подвижники, Иисус был человеком незаурядным. Из его жития известно, что он был иеромонахом и духовником Петра Первого при царской домовой церкви.
Photobucket - Video and Image Hosting
В 1701 году за то что он не пожелал нарушить тайну исповеди, он был осуждён и сослан сначала в Холмогоры, а потом на Соловки. Здесь удостоился он видения Пресвятой Богородицы, которая приказала подвижнику основат скит в честь Страстей Сына Её и Господа. 15 июля 1713 года владыка Холмогорский и Важский Варнава благословил схимонаха Иисуса и его учеников поселиться на горе и поставить две каменные церкви: наверху – в честь Распятия Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, внизу – в честь Успения Пресвятой Богородицы, и «зватися ради оной Распятской церкви той горе Голгофой и скитом Распятским»...
....К подвижнику начали собираться люди желавшие учиться пустынножительству. Он принимал приходящих приветливо, указывал место на горе, где можно было ставить келлии, сам, несмотря на старость, помогал в строительстве, постоянно трудился и был образцом для всех. По уставу пустыни сюда принимали всякого приходящего, независимо от того был он богат или нищ, но предупреждали о трудностях иноческой жизни. Желавший поступить в скит должен был построить келлию своими руками. Масло, молоко и рыбу иноки скита не употребляли даже в праздники. Послушание признавалось первой из всех добродетелей. Сверх соборного и келейного правила скитская братия занималась трудами телесными и непрестанной Иисусовой молитвой. При этих условиях набралось братии до 20-ти человек, не считая пустынножителей. Между тем строительство каменной церкви затягивалось – не хватало кирпича, известь приходилось доставлять из Архангельска, были и другие сложности. Видя это преподобный предложил ставить деревянную церковь вместо каменной. 15 марта 1715 года царевна Мария Алексеевна, сестра Петра Первого, обратилась к соловецкому Архимандриту Фирсу с просьбой о помощи в строительстве на Анзере храма. С помощью соловецких монахов церковь была построена за одно лето. В августе 1715 года она была уже освящена. От щедрот царской семьи в храм присылалась богатая церковная утварь. Между тем строитель Иисус не оставлял забот о сооружении каменного храма и передал в Свято-Троицкий скит 250 рублей на заготовку кирпича. Слух о богатых царских вкладах распространился по окрестностям, и на Голгофо-Распятский скит напали разбойники – братию, избив нещадно, разогнали, а имущество церковное и скитское похитили. Несмотря на эти скорбные обстоятельства блаженный старец в 1719 году передал строителю Свято-Троицкого скита Герману ещё 300 рублей на кирпич. Так и не увидев каменной церкви, старец отошёл к Господу. В июле 1723 года Голгофо-Распятский скит был приписан к к Свято-Троицкому скиту за малолюдностью, всё церковное имущество и дороге вещи были вывезены в Троицкий скит на хранение. Географ П.И. Челищев, посетивший Голгофо-Распятский скит в 1791 году не обнаружил там ни одного монаха. Службы в храме совершались крайне редко. В сентябре 1826 года соловецкий архимандрит Досифей II направил в Святейший Синод прошение о восстановлени Голгофо-Распятского скита. 24 февраля 1827 года, указом Синода за номером 1436 было дозволено строительство на Голгофе нового каменного храма и утверждён его проект. Летом этого же года был сооружён деревянный келейный корпус для братии. Старая деревянная церковь была перенесена к подножью горы. К 1828 году церковь была построена и освящена 13 сентября 1820 года. В скиту снова началась иноческая жизнь.
Photobucket - Video and Image Hosting
Устав скита составил сам архимандрит Досифей. Он напомнил братии, что при жизни преподобного Иисуса пища была самая постная, никогда не вкушали иноки рыбы и масла, но питались одним хлебом с квасом или сухарями размоченными в воде. Количестов иноков скита составляло в то время от десяти до пятнадцати человек, а к 1880 году в Голгофо-Распятском скиту насчитывалось восемнадцать человек братии: три иеромонаха, иеродиакон, монахи и послушники.
Photobucket - Video and Image Hosting
В 1923 году после закрытия Соловецкого монастыря в Голгофо-Распятском скиту был организован больничный стационар Соловецкого лагеря особого назначения, а
после упразднения СЛОНа скит длительное время был заброшен, и в 1967 году перешёл в ведение Соловецкого музея-заповедника.
В 1999ом году Патриарх Алексий Второй благословил возобновление в скиту иноческого жития. Скитоначальником был назначен иеромонах Евлогий. 11 июня 2000 года были обретены мощи преподобного Иова (Иисуса) Анзерского.
В следующем посте --история скита во времена лагеря.
Subscribe

  • Белуха у катера

    Белуха – зубатый кит семейства нарваловых – самый маленький кит планеты Земля, обладающий целым рядом уникальных адаптивных…

  • Религиозно-государственный парадокс

    В начале сезона пара эмиссаров «сссамоговерха» прямо интересовалась моим мнением о работе Фонда развития Соловков. Замечу – фонд учредил президент…

  • Чем воняют Соловки

    Этого здесь ещё не было.))

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments